Я вас предупредил!
- Это невыносимо! - Райнхард фон Лоэнграмм стоял перед зеркалом и накручивал на палец прядь золотистых волос. Вернее, золотистыми они были полторы недели назад, когда в императорском дворце еще была горячая вода. До того, как на всем Одине - точнее, по всему Рейху - произошло плановое отключение ГВС. Для профилактики. И сейчас шевелюра молодого кайзера напоминала скорее пучок пакли, приготовленной для уплотнения стыков труб. Весьма солидный пучок, надо сказать - пожалуй, водопроводчики, которые как раз сейчас занимались своими прямыми обязанностями на магистрали где-то под дворцом, не отказались бы от такого расходного материала. Но на голове правителя галактической Империи это смотрелось несколько неуместно.
- Что-то не так, лорд Райнхард? - За плечом кайзера возник призрак Кирхайса. Кайзер, не оборачиваясь, покосился на него в зеркало и с завистью подумал: "Вот уж кому отсутствие горячей воды совершенно по по барабану!" И вправду, рыжая шевелюра Кирхайса выглядела столь же чистой и блестящей, как и в лучшие времена его жизни.
- Все не так! - раздраженно ответил Лоэнграмм. - Горячей воды не будет еще как минимум две недели, и представь себе, во что за это время превратятся мои волосы! Как я могу служить лицом Рейха в таком виде?
- Но ведь воду можно греть... - заикнулся было призрак.
- Ты думаешь, я не искал, где это возможно? - вскинулся кайзер. - В дворцовой прачечной вся горячая вода мутная и мыльная.
- А кухня?
- Если бы! Приготовление пищи в наши дни - сложный технологический процесс, в котором такие примитивные средства, как большие котлы и кастрюли, практически не применяются. А ты представляешь, сколько воды нужно, чтобы промыть все это? - Лоэнграмм тряхнул экс-золотистыми волосами. - Я даже приказал отыскать старую, давно заброшенную поварню, но все котлы там давно проржавели. Сделать же новые не представляется возможным: секретом изготовления посуды таких размеров владело семейство фон Цоллертов, которое еще при отце прежнего кайзера бежало к мятежникам в этот их проклятый Союз!
- И что, нет никакой возможности воссоздать этот секрет?
- При последнем Голденбауме этим никто и не заморачивался. Впрочем, если учесть то количество волос, которое росло на том, что они называли своими головами, у них и не было в этом особой необходимости. - Кайзер ннаконец-то повернулся лицом к призраку. - Ну хорошо, ради установления порядка я согласен потерпеть еще. Но представь себе, каково приходится моей сестре!
Представить Аннерозе с немытыми две недели волосами - это было превыше сил Кирхайса. Вот если представить ее под горячим душем... Тут призрак покраснел, насколько для него это было возможно в его призрачном состоянии, и твердо заявил:
- Лорд Райнхард, я добуду для вас этот секрет. Или хотя бы узнаю, как можно его добыть. Обещаю.
- Я всегда знал, что на тебя можно положиться, - кивнул Лоэнграмм.
Для призраков, как известно, любое расстояние не помеха. Но прежде чем наведываться в стан противника, Кирхайс добросовестно решил собрать информацию на месте. Первым делом он прошелся по улицам столичного града. На общественных банях красовались унылые таблички, в практически одинаковых формулировках сообщающие, что баня закрыта в связи с отсутствием горячей воды, работа возобновится тогда-то. "Но как-то же с этим народ справляется?" - подумал призрак и честно попытался вспомнить, как он сам справлялся с этим при жизни. Вспоминалось почему-то плохо. Не то в молодости на подобные мелочи не обращаешь особого внимания, не то плановое отключение ГВС - это нововведение, возникшее при смене династии. "Если дело в последнем - то кое-кто сам виноват", - так мог бы подумать Кирхайс, но не подумал.
Из окна одноэтажного дома в пригороде вырывались легкие облачка водяного пара. Призрак не преминул заглянуть в это окно, смешавшись с паром. Суровая женщина среднего возраста безжалостно промывала кудри мальчику лет десяти, заставив его наклониться над небольшим тазом и поливая нагретой водой из ковшика. На плите кипятилась кастрюля емкостью примерно в пять литров. "Увы, это нам не подходит", - вздохнул Зигфрид. - "Там пятью литрами не обойтись. Можно, конечно, применить конвейерную технологию: пока расходуется одна кастрюля воды, нагревается вторая. Но, похоже, нагрев займет куда больше времени, чем расход." Воображению его предстала жуткая картина: Райнхард, с намыленной головой, ждет, пока подоспеет следующая порция горячей воды, а пена медленно сползает по его волосам на парадный мундир. "И к тому же, кому можно доверить столь ответственную миссию, как поливание из ковшика? - призадумался Кирхайс. - Я сейчас, увы, на это неспособен. А поручить кому другому опасно - подобная ситуация чрезвычайно удобна для покушения. Нет, пожалуй, это не выход." И призрак двинулся дальше.
Как уже говорилось ранее, призракам для перемещения в пространстве транспортные средства не нужны. Но по старой привычке Кирхайс направился в военный космопорт. От терминала к причалу неторопливо шли две удивительно знакомых личности. Судя по долетавшим до призрачного слуха репликам, они обсуждали все ту же животрепещущую тему.
- Что, и на кораблях тоже? - с надеждой на отрицательный ответ вопрошал первый собеседник. Судя по тому, что шевелюра его была, пусть и изрядно покороче, чем у кайзера, однако ненамного темнее, вопрос горячего водоснабжения интересовал его достаточно живо. Впрочем состояние оной шевелюры внушало мысль о том, что какой-то выход из положения был известен.
- А то. - Второй, изящный высокий брюнет, раздраженно махнул рукой. - Могли бы провести профилактику трубопроводов, пока мы еще на планете. Нет ведь: у них план, и с приказами военного министерства этот план никак не стыкуется. А мы, значит, в походе без горячей воды обходиться должны? Корабль - это тебе не дом родной, тут с ковшиками не набегаешься. Да к тому времени, как мы вернемся, у нас не то что блохи - тараканы в голове заведутся!
- По-моему, у того, кто это отключение воды придумал, тараканы и так водились, - мрачно отозвался блондин. - А если еще и с противником придется столкнуться и, не приведи Один, врукопашную? Ты, надеюсь, еще помнишь, как пахнет десантник, после боя вылезающий из скафандра? Нам же никакие зефир-частицы не понадобятся: любой, кто ступит на корабль, от одного запаха в обморок рухнет.
- Так может, нам объявить забастовку и до окончания этого идиотского времени никуда не выступать? - вполголоса предложил брюнет.
- А если за это время противник добьется решающего перевеса?
- Не исключено, что у противника та же проблема...
"Пожалуй, здесь мне ответа не найти", - подумал Кирхайс и исчез с планеты. Путь его на территорию Союза Свободных Планет лежал через Феззанский коридор.
На Феззане тоже проходило плановое отключение ГВС. Собственно, поскольку имперской территорией Феззан являлся достаточно условно, они могли бы и отказаться от выполнения этого постановления. Однако даже на Феззане понимали, что если не ремонтировать трубопровод, рано или поздно он выйдет из строя. Так что профилактические работы велись согласно плану, а население выкручивалось кто как мог.
Собственно, Рубинского отключение горячей воды с практической точки зрения не очень парило. Ввиду полного отсутствия шевелюры голову достаточно было протереть влажной тряпочкой. Но оставалась проблема помывки всего остального организма. Конечно, от летней жары и пыли хорошо спасают кондиционеры, но это, знаете ли, дискомфорт: не посидишь на веранде, не полюбуешься природой в полной мере... Так что хитро
С утра пораньше, в преддверии делового дня, Рубинский принимал контрастный душ. Тугие водяные струйки весело барабанили по его лысине. Телесные прелести главного феззанца ничуть не заинтересовали Кирхайса, а вот технология нагрева воды - очень даже. Неужто в Рейхе не найдется месторождений природного газа? Правда, даже постигнув устройство колонки, призрак вряд ли сможет начертить хотя бы простенькую схему таковой, но, в конце концов, в имперской разведке вполне могут отыскаться специалисты по выкрадыванию технологических секретов. Итак, призрак, которому не страшна была температура горения газа, поступавшего из баллона под давлением, просочился внутрь колонки и стал внимательно оглядывать колосники, патрубки и регуляторы мощности. Древнее изобретение, одновременно сложное и примитивное, буквально очаровало его. Над отверстиями колосников, гудя, вздымались языки оранжево-голубого пламени, в трубках побулькивала вода. "Расход газа, конечно, большой, но если вместо баллонов взять постоянную магистраль..." - закончить мысль Кирхайс не успел. То ли призрачное присутствие каким-то образом сказалось на работе колонки, то ли Рубинский по неосторожности нарушил правила техники безопасности по обращению с этим капризным агрегатом, однако пламя вдруг неистово взревело, из душевого рожка забил кипяток. Рубинский с воплем отскочил прочь - и вовремя. В следующую секунду послышалось оглушительное "бум", и колонка разлетелась на детали различной величины. Вытяжная труба величественно обвалилась с потолка отдельными коленами. По счастью, газ в баллоне, видимо, уже заканчивался, поэтому вторичного взрыва не последовало. Зато из водопроводной трубы взметнулся вполне масштабный и очень холодный фонтан, к тому же с преизрядным напором. Пока вбежавшая служба безопасности спасала ошпаренного и оглоушенного правителя Феззана, Кирхайс прошел сквозь стену и со вздохом разочарования покинул планету торговцев.
"Несомненно, устройство остроумное, но очень опасное. Ведь если такой водонагревательный прибор будет находиться во дворце, то малейшая неисправность, произошедшая сама по себе или причиненная умышленно, может вызвать разрушения и даже пожар. Нет, нельзя подвергать лорда Райнхарда такому риску. Я должен найти другой способ."
Вот почему горячую воду отключали в Союзе Свободных Планет... Вроде бы, бежав из ненавистного Рейха, отцы-основатели должны были отказаться от всех введений, утесняющих права граждан. а вот поди ж ты... Конечно, демократия не отменяет необходимость профилактики трубопроводов - но почему в те же самые сроки? Уму непостижимо.
Джоб Трунихт пережидал тяжелые времена на горной вилле. Притом пережидал с комфортом: в цокольном этаже была оборудована сауна, а под ней, в подвале - мини-котельная. И сейчас, предвкушая, как будет нежиться в бассейне с горячей водой, Трунихт сидел на краю этого самого бассейна на раскладном стульчике и подсчитывал, за сколько он продаст себя и родину в очередной раз. Припоминая, что у него есть в активе, он бормотал: "Прибавить это... и еще прибавить..." Заглянувший в сауну
- Подбавить жару! - рявкнул бригадир КРПшников. Те с удвоенным усилием заработали лопатами.
"Вот он, секрет фон Цоллертов, - сказал сам себе Кирхайс. - Теперь понятно, где его искать. Надеюсь, наша разведка справится с этим заданием."
Тем не менее труднообъяснимый вопрос совпадения сроков отключения горячей воды в Рейхе и Союзе заинтересовал и его. Не мудрствуя лукаво, призрак решил выяснить все на месте. Возникнув сбоку от Трунихта и став видимым, Кирхайс деликатно кашлянул и произнес:
- Добрый день. Не могли бы вы сказать...
Однако, узрев в собственной сауне имперского адмирала в парадном мундире - и , возможно, опознав его (не мундир, а адмирала лично), - Трунихт повел себя вполне предсказуемо. Панически что-то возопив, он резко дернулся, шаткий раскладной стул опрокинулся... и Трунихт рухнул в бассейн. А поскольку вода стараниями усердных КРПшников была уже нагрета хотя и не до кипения, но ощутимо, то нежиться там не получилось - скорее можно было медленно свариться. Трунихт издал новый вопль, прерываемый бульканьем, по лестнице из подвала затопали сапоги "кочегаров", и призрак, тяжело вздохнув, дематериализовался. "Нет, все-таки человеческий фактор вносит опасную нестабильность в процесс, - думал он. - Надо максимально осовременить технологию."
Для очистки совести Зигфрид прошелся по всему Хайнессену, убедился, что горячей воды нет нигде, и напоследок по доброте душевной заглянул к Зёрену фон Цоллерту. Убедив потомка литейщиков в своей полной подлинности и при этом безобидности, Кирхайс поведал Цоллерту об инциденте на горной вилле и сообщил, что как обстоят дела в Союзе с репрессиями за изобретение, из-за которого пострадало одно из высших лиц государства, он, Кирхайс, не знает, но вот в Рейхе при Голденбаумах всю ответственность явно свалили бы на изобретателя. И добавил, что новые власти Рейха такую практику старого режима сильно не одобряют. Возможно, именно это мистическое откровение послужило поводом для того, что фон Цоллерт вместе с семейством втихомолку отбыл на Феззан, явился в представительство Нового Рейха и попросил политического убежища. Но это случилось не сразу.
Кирхайсу оставалось посетить последнюю локацию - а именно, крепость Изерлон. Там, естественно, горячей воды тоже не было. Но это вполне объяснимо: ведь компьютер, ведавший жизнеобеспечением, тоже программировали имперцы. И сроки планового отключения ГВС были заложены в программу. Новые обитатели станции были не прочь избавиться от этого неудобства, и даже подбивали Багдаша покопаться в программе, но тот отбоярился, что его специальность - вносить глюки в компьютер, а не вычищать их оттуда. Поэтому пилоты и розенриттеры, поспорив пару часов, кто из них после боя пахнет ядренее, насели на техническую команду, те обложились чертежами и принялись за Великий Проект. То и дело доносились обрывки реплик: "...дополнительный резервуар есть вот здесь"; "...тут поставить клапан!"; "нагревательные элементы на складе есть, я видел"; "а питание? Станция-то большая, представляешь, сколько греть надо?!" В момент, когда технари задумались над последним вопросом, мимо проходил адмирал Ян. Рассеянно глянув на чертежи, показавшиеся ему похожими на схемы сражения, он небрежно сообщил, что самый мощный на станции энергопровод подведен к Торхаммеру, после чего удалился. Техники, хлопая глазами, смотрели ему вслед. А потом дружно кинулись к чертежам.
Итак, невзирая на козни имперского наследия, горячая вода на станции таки была.
Розенриттеры как раз принимали душ после очередной тренировки. К тренировке и последующей помывке пытался примазаться Поплан, но Шенкопф его поползновения пресек. А на обиженный вопрос "почему?" ответил так:
- Ты, Поплан, уж очень меряться любишь. То возрастом, то количеством девушек, то числом истребленных противников. На тренировке ты наверняка будешь меряться длиной секиры, а в душевой - еще чем-нибудь. Однообразно как-то получается. Так что гуляй пока: ваша, пилотская, очередь третья после нас.
Итак, десантники смывали трудовой пот, когда из всех душевых рожков пошла холодная вода. Малоцензурно ругнувшись, намыленный Шенкопф вылетел в раздевалку, где обретался ближайший коммуникатор. Вызвав центральный пульт управления, генерал вопросил, какого, собственно, хрена? Диспетчер бесстрастно ответил:
- К нам тут имперский флот грядет. Так что Торхаммер сейчас нужнее горячей воды. И вы бы, генерал, хоть полотенцем прикрылись: у нас тут и девушки за пультом сидят.
- Ничего, пусть оценят перспективы, - буркнул Шенкопф и отключил связь. Вернувшись в душевую, он встал на пороге и гаркнул: - Ребята, смывайте чем есть и бегом по местам согласно боевому расписанию. Ничего, что водичка холодненькая - сейчас нам жарко будет!
Пока на Изерлоне готовились отражать атаку имперцев, призрак Кирхайса полазил по коммуникациям, наткнувшись на пару-тройку собратьев по потустороннему существованию, оставшихся с тех времен, пока Изерлон еще был имперским. Выяснив у них, что происходит (особенно был возмущен призрак Зеекта: использовать благородное оружие, главный калибр мощнейшей крепости галактики, для того, чтобы греть воду!), Кирхайс быстренько осмотрел резервуары, нагревательные элементы и схему подвода энергии и остался доволен: воспроизвести это даже по словесному описанию сможет любой более-менее грамотный инженер; остается только найти емкость достаточной вместимости. Впрочем, если беглый фон Цоллерт вернется на родину предков, это не будет проблемой. Итак, оптимальная технология найдена, осталось сообщить о ней по назначению. И, покинув станцию, призрак полетел вдоль по Изерлонскому коридору в направлении Рейха. Но неподалеку от Изерлона ему предстало небывалое зрелище, каковое являл собой имперский флот, шедший на штурм крепости. Из всех шлюзов всех кораблей в космическое пространство вырывались клубы пара. Флот-адмирал Ройенталь, в насквозь мокром мундире, сидел на мостике "Тристана" и, перекрикивая шипение все того же пара, бьющего из трещин в трубопроводе, приказывал отключить систему подачи воды вообще и ликвидировать безобразие немедленно. С синего плаща срывались тяжелые капли. А началось все еще на Одине... Ройенталь решил, что если на корабле будут действовать не одна бригада ремонтников, а две, то и ремонт пройдет вдвое быстрее. Поэтому он попросил у Миттермайера временно перевести бригады ремонтников, прикомандированные к флоту Ураганного Волка, в распоряжение его, ройенталевского, флота. И клятвенно заверял, что потом отправит сдвоенный комплект сантехников обратно к Миттермайеру. "Иначе все равно придется ждать полный срок, - рассуждал он. - А так хоть у кого-то горячая вода будет раньше. И я тебя, несомненно, пущу к нам помыться, если будет нужно". Миттермайер хмурился, подозревая какой-то подвох, но ремонтников тем не менее одолжил. И вот, действительно сократив срок ремонта ГВС вдвое, водопроводчики сообщили, что все, можно врубать. С пульта была дана команда на включение "котельной". Но компьютер, в память которого были заложены четкие сроки, эту команду проигнорировал. И еще раз. И еще... На четвертый раз, сдавшись, несчастная машина приняла все запросы, соответственно подав в трубы горячего водоснабжения вчетверо большее давление, нежели предполагается в норме. И вот теперь злосчастный флот-адмирал пожинал плоды излишней компьютеризованности цивилизации. Ввиду аварии пришлось вообще отключить водоснабжение на флоте вообще. И вместо выстрелов из орудий или предложения о сдаче в адрес Изерлона полетел жалобный запрос: "Просим позволения войти на станцию. Нам бы помыться и починиться..." На Изерлоне разгорелась дискуссия. Одни командиры (и главный средь них - Шенкопф) исполнились подозрений и заявляли, что это явная диверсия и "троянский конь" и что пусть имперцы на всех парах валят отсюда в свой Рейх, а то ведь мы можем Торхаммер и по назначению применить... Адмирал Ян возражал, что на диверсию это не похоже и что в любом случае можно предпринять меры, а Поплан радостно вопил, обращаясь к Шенкопфу: "Да ты просто с ним меряться боишься, знаешь, что проиграешь!" Кирхайс не стал дожидаться итогов дискуссии, а поспешил дальше в Рейх, мысленно сделав пометку, что излишняя технологичность также до добра не доводит.
Прибыв на Один, он прямиком направился к кайзеру. Но тот встретил его, сияя свежевымытой шевелюрой.
- Воду дали! Сегодня! - объявил он. - Так что, получается, зря ты ходил так далеко, извини уж.
- Но на будущий год ее все равно отключат, - резонно заметил Кирхайс, ничуть не огорчившись тщетности своих стараний: все равно заняться ему было особо нечем. А сколько интересного удалось узнать!
- А к будущему году я заставлю энергетиков переписать все программы! - торжественно поклялся Райнхард. - Пусть отключают не везде сразу, а поочередно. Да, и чтобы в этот план включили дворец: скажем, пусть воду в восточном крыле отключат на две недели позже, чем в западном, и так далее. И тогда можно будет перемещаться оттуда, где воды нет, туда, где она есть.
- Это очень хороший план, лорд Райнхард, - одобрил Зигфрид.
Вот так гениальность Райнхарда фон Лоэнграмма в очередной раз восторжествовала над косностью мышления Старого Рейха.